ISSN:2500-1566 (online)
ISSN: 2415-8739 (print)
16+
Известия Лаборатории древних технологий
Поиск по сайту

Некоторые вопросы структуры кочевого общества на примере понятия «bùluò/bűl»

Улзийбаяр Содномын

2021 / Том 17 № 4 2021 [ АРХЕОЛОГИЯ ]

Перевод в китайских источниках слова «部落 bùluò» , которое обозначает одну из форм социальной организации кочевников, на русский язык как «род, племя» является неправильным. Можно считать слово « було» вариантом термина «бул», который объединяет кровных родственников по линии матери. Данная форма была основной социальной структурой древних кочевников до тех пор, пока родство не стало считаться в Х-XI веках по линии отца. Как показывает социальное отношение ухуанцев, реальная кровная родственная связь по линии матери существовала в течение долгих лет. Кроме того, генетические исследования на могильнике Бурхан толгой, в долине реки Эг подтверждают, что наличие «бул» по линии матери было и среди хуннов. Несмотря на формирование в дальнейшем «родства» по отцовской линии, создатели китайских летописей использовали для обозначения этой структуру по-прежнему термин «бул». Следовательно, первая социальная структура кочевников прошла через два основных этапа «бул» и «род/овог». Однако китайцы называли эти две принципиально разные единицы одним словом «部落 bùluò» . Термин «邑落 ( yiluo )» обозначает в монгольском языке « айл (ayil)», в тюркских языках «летнее кочевье’ (jaylа/yaylo)». Он включает семьи, которые откочовывают от основной группы скотоводов на отдельные пастбища (Яйлажное скотоводство). Кроме того, некоторые семьи, выделившиеся из рода, с учетом их влияния, количества скота и собственности, также называли «邑落 (yiluo)». Термин «хурээ/курень (круг)» связан с особенностями организации хозяйственного и жилого пространства древними скотоводами. Он восходит к практике размещения стад скота на ночь внутри жилого пространства, по периметру которого размещались юрты. Со времени распространения родства по отцовской линии его значение стало уменьшаться. Однако эта социально-хозяйственная форма сохранилась в виде термина «хот айл (соседство)». Следовательно, происхождение термина «хурээ», который используется и поныне, восходит к особенностям кочевого скотоводства, существовавшим в древности, и является одной из особенностей организации хозяйственной деятельности.

Ключевые слова:

Ухуань,семья,юрт,род по материнской линии,род по отцовской линии,фамилия,курень,зять,могильник

Библиографический список:

  1. Altansukh G. Mongolchuudin obog yamar oilgolt ilerhiildeg ve? Acta historica. T. XIV, Fasc. 14. Ulaanbaatar: Admon press. 2013. p. 115-124. (In Mong.).
  2. Atwood C. P. The Notion of Tribe in Medieval China: Ouyang Xiu and the Shatuo Dynastic Myth. In D. Aigle, I. Charleux, V. Goossaert, & R. Hamayon (Eds.), Miscellanea Asiatica: Festschrift in Honour of Francoise Aubin (pp. 593-621). Sankt Augustin: Institute Monumenta Serica, 2010. (In Eng.).
  3. Batsuren B. Wuhuan (avar) ba Xianbei (serbi). Ulaanbaatar: Tepe press. 2016. 168 p. (In Mong.).
  4. Bilegt L. Mongol nutag dahi ertnii obog, aimguud. Ert, dundad uyiin mongolchuudiin aj ahui, soyol. Ulaanbaatar: Tsomorlig tuv. 2006. p. 5-26. (In Mong.).
  5. Keyser-Tracqui C., Crubézy E., Ludes B., 2003. Nuclear and Mitochondrial DNA Analysis of a 2,000-Year-Old Necropolis in the Egyin Gol Valley of Mongolia. The American Journal of Human Genetics. Vol. 73, Issue 2. p. 247-260. (In Eng.).
  6. Delgerjargal P. Xianbei. Mongolyn ertnii tuukh 5 boti. Ded boti. Ulaanbaatar: Soyombo press. 2017. 227 p. (In Mong.).
  7. Duman L. I. (1977) Settlement of non-Chinese tribes in the inner regions of China and their social structure in the III-IV centuries AD. Кitai: istoriy, kulitura I istoriograptiya = China: history, culture and historiography. Мoscow. P. 40-61. (In Russ.).
  8. Gerelbadrakh J. Mongolchuudiin khuree gej yu ve?. Acta historica. T. XIV, Fasc. 13. Ulaanbaatar: Admon press. 2013. P. 95-114. (In Mong.).
  9. Gongor D. Khalh tovchoon II. Ulaanbaatar: Ulsiin hevleh uildver. 1978. 399 p. (In Mong.)
  10. Khishigtogtokh Ch. Burte chono totem amitani ner bish. Chinggis khaan ba dayarchlal. Ulaanbaatar: Bembi san. 2014. P. 417-420. (In Mong.).
  11. Lin Gan. Donghugyn tuukh. Huhhot: UMAHH. 1997. 210 p. (In Mong.).
  12. Munhtur Ch. Khorchnin mongol tariachny tosgon dahi utukh ger buliin helber, butez togtolzooni zarim asuudal. Studia ethnologica. T. XXVI, Fasc 16. Ulaanbaatar: Admon press 2018. (In Mong.).
  13. Osawa T. On the historical contacts of the Nine Tadar (Zubu) people witch the Yenisei Kirghiz and the Uighur tribes in the Southern in the 8-10 th century AD. Drevnie I sovremehhie narodi Yujnoi Sibiri: yazik, istoriya, kulitura. Abakan: 2011. p. 21-53. (In Eng.).
  14. Poppe N. N. (1938) Mongolian dictionary Mukadimamat al-Adab. Pt. I-II. Trudy instituta vostokovedeniya XIV = Proceedings of the Institute of Oriental Studies XIV. Moscow - Leningrad. 152 p. (In Russ.).
  15. Rashid ad Din. (1952) Collection of annals. Mosсow - Leningrad: AN SSSR. Vol. 1. Book II. 315 p. (In Russ.).
  16. Sayana Namsarayva. Suuguul niigem bolon eh nutegtaa bui buriaduudiin avankular nershiliin zuirlesen hereglee. Mongolian Journal of Anthropology, Archaeology and Ethnology, Vol. 9, № 1 (471). Ulaanbaatar: MUIS press. 2016. p. 119-141. (In Mong.).
  17. Schram, Louis M. J. 1954-61. The Monguors of the Kansu-Tibetan Frontier: Their Origin, History, and Social Organization, vols 1-3 [= Transactions of the American Philosophical Society, New Series 44/1, 47/1, 51/3]. Philadelphia, 1954.
  18. Sevortyan E. V. (1978) Etymological Dictionary of Turkic Languages. Common Turkic and inter-Turkic bases with the letter "B". Мoscow: Nauka. 950 p. (In Russ.).
  19. SHM - The Secret History of the Mongols. Francis Woodman Cleaves. Harvard University press. 1982. 277 p. (In Eng.).
  20. Sukhbaatar G. Mongolchuudiin ertnii ubug. Ulaanbaatar: Ulsiin hevleh uildver. 1980. 287 p. (In Mong.).
  21. Tangad D. Torguud: Mongol ulsiin ugsaatni zui II boti. Ulaanbaatar: 2012. Bembi san. 235 p. (In Mong.).
  22. Taskin V. S. (1984) Materials on the history of the ancient nomadic peoples of the Donghu group. Мoscow: Nauka. 485 p. (In Russ.).
  23. Tserenhand G. Khot (khot ail), tuunii huvisal. Olon ulsiin mongolch erdemtnii IV ikh hural. III boti. Ulaanbaatar: 1985. P. 361-363. Ulsiin hevleh uildver. (In Mong.).
  24. Ulziibayar S., Enhbat А. Rouran. Mongolyn ertnii tuukh 5 boti. Gutgaar boti. Ulaanbaatar: 2017. Soyombo press. 229 p. (In Mong.).
  25. Vladimirtsov B. Ya. (1934) The social system of the Mongols. Leningrad: Nauka. 223 p. (In Russ.).

Файлы:

Язык

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Количество скачиваний:66415