Чертилов Алексей Константинович
2019 / Том 15 № 2 2019 [ ИСТОРИЯ ]
Раскрывается тема тупиковой ветки Иркутск - Байкал Забайкальской железной дороги, т. н. «нулевого» участка знаменитой Кругобайкальской дороги, давшей начало обхода озера Байкал Великим Сибирским путём с юга. Проложенная в самые последние годы XIX века от реки Иркут до истока Ангары как временный вариант, но ставшая в начале XX столетия составным звеном Транссиба, она была затоплена в 1950-е с заполнением водохранилища Иркутской ГЭС. Рассказывается об изыскании трассы, проектировании и строительстве первого и второго путей ветки, об её инженерных сооружениях, в основном временных деревянных мостах, которые имеют особый интерес, так как позднее их практически не применяли, перейдя на капитальные конструкции - железные фермы на каменных опорах. Упоминаются станции ИБЖВ - конечные Иркутск и Байкал, и единственная промежуточная - Михалёво; а также «гражданские сооружения», построенные по типовым проектам. Вспоминается о прожектном варианте 1970-х - прокладке нового дубля байкальской ветки, осуществление которого преобразило бы капитально не только ангарский берег над водохранилищем, но и заповедную Кругобайкальскую железную дорогу. Описывается современное состояние избежавших затопления участков трассы: начального в Иркутске и конечного в устье Ангары. Говорится об историко-культурной значимости зданий и сооружений ИБЖВ, о необходимости придания им охранного статуса, даются рекомендации по их использованию.
Ключевые слова:
Ангара,Байкал,Великий Сибирский путь,гражданские постройки,железная дорога,Забайкальская железная дорога,инженерные сооружения,Иркутск,Иркутск - Байкальская ветка,Кругобайкальская железная дорога,Сибирь,Транссиб,Angara River,Baikal Lake,Great Siberian Road,civilian buildings,railway,Trans-Baikal Railway,engineering structures,Irkutsk,Irkutsk - Baikal line,Circum-Baikal Railway,Siberia,Transsib (Trans-Siberian Railway)
Библиографический список:
Файлы: