Эргунэ-Кун: путь Буртэ-Чино и Окинский край
Дугаров Баир Сономович
2022 / Том 18 № 1 2022 [ ЭТНОЛОГИЯ ]
Уже не одно поколение монголоведов задается вопросом о существовании Эргунэ-Кун - прародины монголов и его географическом расположении. Сторонники восточной (аргунской) версии связывают местонахождение Эргунэ-Кун с названием реки Эргунэ (Аргунь). Есть и приверженцы западной версии, вектор исследований которых касается Прихубсугулья, Горной Бурятии и Тувы. Между тем начальные строки «Сокровенного сказания», в которых очерчено движение Буртэ-Чино и супруги Гоа-Марал от Внутреннего моря Тэнгис (Байкал) до истоков Онона, содержат имплицитный намек на начало их пути, связанное через Приангарье с гольцами Восточного Саяна, чей ярко выраженный горный рельеф соответствует Эргунэ-Кун, согласно описанию Рашид-ад-Дина. Сами Саянские горы в бурятском эпосе именовались Хухэй (Небесные горы), а в шаманских призываниях - Мундарга (гольцы, скалистые вершины). Важно отметить, что в отличие от восточной гипотезы Эргунэ-Аргунь, в восточносаянской версии прослеживается связь с местной топонимикой (долина Монголжон в Оке) и сакральным фольклором окинских бурят. Так, мотив легенды о братьях Кият и Нукуз, нашедших в труднодоступных горных теснинах спасение от врагов и обретших здесь родину, находит отзвук в местной легенде о братьях Бурэнхане и Тархае, первыми обжившими долины Оки. Имя предводителя «племени волка» Буртэ-Чино отзывается в орониме культовой горы восточносаянского нагорья - Бурэнхан, чье имя слагается из двух компонентов: Бурэн - от тюрк . бури волк плюс хан (владыка). Миф о расплавленной горе как метафорически знаковый элемент эргунэ-кунской эпопеи находит реальное подтверждение в вулканических извержениях вблизи обжитой монголами территории, что, по мнению иркутских вулканологов, занимавшихся этим вопросом, могло спровоцировать их уход из Эргунэ-Кун. Эти совпадения имеют, вероятно, определенный исторический контекст и являются сакральными знаками, свидетельствующими в пользу идентичности Эргунэ-Кун и Окинского края.
Ключевые слова:
прародина монголов,окинские буряты,Восточный Саян,Окинский край,легенды,миф,сакральный фольклор,племя волка,культовая гора
Библиографический список:
- Балдаев С. П. Буряад арадай аман зохеолой түүбэри. Улан-Удэ : Буряадай номой хэблэл, 1960. 409 с.
- Галданова Г. Р. Хонгодоры - хонгирады? // Монголо-бурятские этнонимы. Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1996. С. 83-93.
- Галданова Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Традиционная культура бурят. Вып. 3. Сибирь: этносы и культуры. М. ; Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1998. С. 5-46.
- Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б., Митупов Г. Ц. Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX в. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск : Наука, 1983. 236 с.
- Дампилова Л. С. Образ мифологического персонажа «монгол» в современных обрядовых действах бурят // Аман зохиол судлал. Улаанбаатар : «Соёмбо принтинг» XXK, 2014. Т. XXXV. С. 51-59.
- Дугаров Б. С. О происхождении окинских бурят // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ : БФ СО АН СССР, 1983. С. 90-101.
- Дугаров Б. С. Об эволюции образа Гал Дулмэ-хана (на материале окинских легенд о Гэсэре) // Гэсэриада - духовное наследие народов Центральной Азии : Международная научная конференция. Улан-Удэ, 1995. С. 138-139.
- Зориктуев Б. Р. Прибайкалье в середине VI - начале XVII в. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 104 с.
- Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят. М. : Восточная литература, 2011. 279 с.
- Козин С. А. Сокровенное сказание: Монгольская хроника 1240 г. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1941. 619 с.
- Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 214 с.
- Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрта у бурят. Улан-Удэ : Сибирь, 1993. 75 с.
- Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск : Наука, 1980. 320 с.
- Молчанов И. А. Летняя экскурсия в Монголию на голец Эхэдэ-Хухтэ или Улан-Хада в 1908 году // Труды Троицкосавско-Кяхтинского Отделения Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Т. ХI. СПб. : Сенатская типография, 1910. С. 65-74.
- Петри Б. Э. Элементы родовой связи у северных бурят // Сибирская живая старина. Этнографический сборник. Иркутск : Первая Гос. Тип., 1924. Вып. II. С. 98-126.
- Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии: дневник путешествия. Материалы этнографические. Санкт-Петербург : Тип. В. Безобразова и К°, 1883. Вып. 4. 1029 с.
- Рассадин В. И. Система гидронимов бассейна р. Оки // Исследования по ономастике Бурятии. Улан-Удэ : БФ СО АН СССР, 1987. С. 41-48.
- Рашид-ад-Дин. Собрание летописей. Л.; М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952a. Т. 1. Кн. 1. 222 с.
- Рашид-ад-Дин. Собрание летописей. Л.; М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952b. Т. 1. Кн. 2. 316 с.
- Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. 2. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1959. 444 с.
- Буряадай түүхэ бэшэгүүд. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. 142 с.
- Arzhannikov S. G., Ivanov A. V., Arzhannikova A. V., Demonterova E. I., Jolivet M., Buyantuev V. A., Oskolkov V. A., Voronin V. I. The most recent (682-792 CE) volcanic eruption in the Jombolok lava field, East Sayan, Central Asia triggered exodus of Mongolian pre-Chinggis Khaan tribes (778-786 CE) // Journal of Asian Earth Sciences. 2016. P. 87-99.
Файлы: