ISSN:2500-1566 (online)
ISSN: 2415-8739 (print)
16+
Известия Лаборатории древних технологий
Поиск по сайту

Традиционный русский костюм: использование в придворной культуре XVIII-XIX вв. как символа национальной принадлежности

Лось Ольга Константиновна , Курочкина Елена Николаевна

2021 / Том 17 № 1 2021 [ ИСТОРИЯ ]

Статья посвящена проблеме использования в дворянской придворной среде традиционного русского народного костюма с целью демонстрации своей причастности к национальной русской культуре. Интерес к этой теме был спровоцирован стихийной популярностью русского кокошника во время проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. В процессе исследования оказалось, что интерес к народному кокошнику уже проявлялся в истории России. Начало этой тенденции определено периодом царствования Екатерины II. После 1812 г. тенденция была поддержана патриотическими настроениями русского дворянства, а с 1834 г. после утверждения «Положения о гражданских мундирах», куда вошло и «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору», превратилась в официально закрепленную традицию, сохранявшуюся до конца XIX века. Подтверждением этому являются хотя и немногочисленные, однако и не единичные женские портреты, в том числе императриц, а также многофигурные живописные картины, изображающие коронационные празднества. Особенно убедительно тиражирование портретов императриц в гравюрах, несомненно, рассчитанное на внедрение в массы идеи близости правящих кругов к народу. Это явление столкнулось с встречной тенденцией увлечения русским костюмом, сформированной под влиянием демократических настроений русского общества, что проявилось в растущем интересе к подлинно народному искусству, а в придворной культуре - в интересе к костюмированным балам-маскарадам в русском стиле, исчезнувшим с наступлением новых идеалов ХХ века. Это и выявило ложный, маскарадный характер интереса правительства к народу. В целом это доказывает и знаковое значение костюма, и то, что его развитие - это процесс саморазвивающийся.

Ключевые слова:

костюм,русское платье,придворный,кокошник,маскарад,портрет,сарафан,национальный,самоидентификация

Библиографический список:

  1. Амелехина С.А. Церемониальный костюм Российского Императорского двора в собрании музеев Московского Кремля. М.: Московский Кремль, 2016. 334 с.
  2. Астольф де Кюстин, Мильчина В.А., Осповат А.Л. Россия в 1839 году. СПб. : Крига, 2008. 1072 с.
  3. Большакова Н.В. Константин Маковский - коллекционер // Наше наследие. 2005. № 75-76. С. 4-13.
  4. Бордэриу К. Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 344 с.
  5. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М.: Наука, 1979. 320 с.
  6. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 384 с.
  7. Выскочков Л.В. Будни и праздники императорского двора. СПб.: Питер, 2012. 496 с.
  8. Елисеева О. Веселился, храбрый Росс! // Родина. 2010. № 2. С. 123-128.
  9. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 704 с.
  10. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала XX в. М.: Центрполиграф, 2001. 349 с.
  11. Зименко Е. В поисках царственного имиджа. Каким хотел видеть себя Николай // Родина. 2013. № 3. С. 21-24.
  12. Каменская М. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1991. 383 с.
  13. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в. М.: Наука, 1984. 216 с.
  14. Михеева М.А. Костюм как социальное явление // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 5. С. 17-21.
  15. Рибейро Эйлин. Мода и мораль. М.: Новое литературное обозрение. 2012. 264 с.
  16. Романова О.Н. Сон юности. Записки дочери Николая I. М.: Алгоритм, 2017. 272 с.
  17. Серегина С.А. Славянофильский комплекс в художественном сознании С.А. Есенина: послереволюционные метаморфозы // Русская литература и философия: пути взаимодействия. Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН. Воронеж: Водолей, 2018. С. 271-283.
  18. Стрелкова Е. Франц Крюгер: портрет, гравюра, литофания (к истории атрибуции двух фарфоровых кружек завода Батенина) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2011. № 5. С. 54-58.
  19. Ходаковский Е., Михайлова Н. Двуглавый XVIII век. Деревянное зодчество при Екатерине Великой // Родина. 2010. № 6. С. 105-107.
  20. Шепелев Л.Е. Придворные мундиры // Родина. 1992. № 11-12. С. 24-29.

Файлы:

Язык

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Количество скачиваний:61709