ISSN:2500-1566 (online)
ISSN: 2415-8739 (print)
16+
Известия Лаборатории древних технологий
Поиск по сайту

О новой классификации оленных камней

Эрдэнэбаатар Димааджав

2021 / Том 17 № 1 2021 [ АРХЕОЛОГИЯ ]

Исследователи пришли к единому мнению, что оленьи камни, оставленные представителями культуры херексуров и оленных камней в эпоху бронзы на территории Монголии, с точки зрения предназначения, посвящались человеку. Однако до настоящего времени среди исследователей не было достигнуто единого мнения в отношении их датировки и классификации. В этой статье я предлагаю новый подход, классифицируя оленные камни по двум категориям, включающим камни, предназначенные для мужчин, и камни, предназначенные для женщин. Предыдущие исследователи часто классифицировали изображения оленнных камней на основе различий во внешнем виде, но в этой статье при описании изображений оленных камней обращается внимание на их гендерные различия, указывающие на то, кому были посвящены эти изваяния. Некоторые исследователи считают, что различия изображений на оленных камнях основаны не на гендерных признаках, а на мимике, ожерельях, поясах, изображениях оружия, оленей, лосей, копытных и диких животных-хищников. Однако ряд ученых не считает оленными камнями каменные изваяния женщин и относят их к нечеловеческим изображениям. Хотя некоторые ученые классифицировали оленные камни по тому же принципу, что и предыдущие исследователи, некоторые их формы рассматривались ими как подклассы в рамках основной классификации. Это связано с тем, что подкласс рассматривает другие дополнительные элементы, изображенные на оленных камнях, как особый класс. Оленьи камни - один из самых интересных и до сих пор во многом загадочных видов археологических памятников, ставших своеобразным символом древней культуры Монголии и Центральной Азии. Археологическая культура оленных камней и херексуров имеет ряд характерных природных особенностей, которые во многом определили пути исторического развития его населения и ту особую роль, которую оно играло в мировой истории.

Ключевые слова:

оленный камень,херексур,бронзовое оружие,классификация,функциональное назначение,мужчина,женщина,ранг,культовый обряд,жертвоприношение,погребальный жертвенный обряд

Библиографический список:

  1. Allard F., Erdenebaatar D. (2005) Khirigsuurs, ritual and mobility in the Bronze Age Mongolia: ANTIQUTY. Vol. 79. P. 70-83. (In Engl.)
  2. Bayar D. (1955) About some deer statues newly discovered in Mongol Altai. Arkheologiin sudlal = Archaeological Research. Ulan-Bator. Vol. XV. Fasc. 15. (In Mong.)
  3. Bayarsaikhan Zh. (2017) Deer statue in northern Mongolia. Ulan-Bator: Interpress. 323 p. (In Mong.)
  4. Volkov V.V. (1981) Deer stones of Mongolia. Ulan-Bator. 254 p. (In Russ.)
  5. Kovalev A.A. (1986) About the "culture of deer stones". Istoriya i kul'tura Vostochnoi i Yugo-Vostochnoi Azii = History and culture of East and Southeast Asia. Moscow. Pt. 1. P. 51-56. (In Russ.)
  6. Kovalev A.A. (2001) About the origin of the deer stone culture. Evraziya skvoz' veka = Eurasia through the ages. St. Petersburg. P. 160-166. (In Russ.)
  7. Kubarev V.D. (1979) Ancient sculptures of Altai (deer stones). Novosibirsk. 120 p. (In Russ.)
  8. Kyzlasov L.R. (1978) To the study of deer stones and menhirs. KSIA = Brief Reports of the Institute of Archeology. No. 154. P. 25-30. (In Russ.)
  9. Mannai-Ool M.Kh. (1968) Deer stones of Tuva. Uchenye zapiski Tuv = Scientific Notes of Tuva. Kyzyl: NIIYaLI. Iss. XIII. P. 138-149. (In Russ.)
  10. Novgorodova E.A. (1989) Ancient Mongolia (Some problems of chronology and ethnocultural history). Moscow: GRVL. 384 p. (In Russ.)
  11. Okladnikov A.P. (1954) Deer stone from the Ivolga river. Sovetskaya arkheologiya = Soviet Archaeology. No. XIX. P. 207-220. (In Russ.)
  12. Savinov D.G. (1994) Deer stones in the culture of the nomads of Eurasia St. Petersburg: Saint-Petersburg State University. 208 p. (In Russ.)
  13. Tivanenko A.V. (1995) Deer stones of Transbaikalia. Kul'tury i pamyatniki bronzovogo i rannego zheleznogo vekov Zabaikal'ya i Mongolii = Cultures and sites of the Bronze and Early Iron Ages of Transbaikalia and Mongolia. Ulan-Ude. P. 102-111. (In Russ.)
  14. Khudyakov Yu.S. (1987) Khereksurs and deer stones. Arkheologiya, etnografiya i antropologiya Mongolii = Archeology, Ethnography and Anthropology of Mongolia. Novosibirsk. P. 136-162. (In Russ.)
  15. Tseveendorzh D. (1979) Some deer stone statues found in Mongolia. Arkheologiin sudlal = Archaeological research. Ulaanbaatar. Vol. VII. Fasc. 13. P. 36-75. (In Mong.)
  16. Chlenova N.L. (1962) Deer stones of Mongolia and Siberia. Mongol'skii arkheologicheskii sbornik = Mongolian Archaeological Collection. Moscow: Academy of Sciences of the USSR. P. 27-35. (In Russ.)
  17. Chlenova N.L. (1984) Deer stones as a historical source (on the example of the deer stones of the North Caucasus. Novosibirsk: Nauka. 100 p. (In Russ.)
  18. Erdenebaatar D. (2002) Mongolian square tombs and khirigsuur culture. Ulaanbaatar: Soembo printing. 275 p. (In Mong.)
  19. Erdenebaatar D., Kovalev A.A. (2003) Connecting a stone statue of a deer and a deer. Ugsaatan sudlal [Ethnology]. Vol. XV. Fasc. 16. (In Mong.)
  20. Erdenebaatar D. (2007) Funeral and Sacrifice Ritual of the Horse in the Bronze Age of Mongolia. Etnografiya i arkheologiya Severnoi Evrazii: Teoriya, metodologiya i praktika issledovaniya = Ethnography and Archeology of Northern Eurasia: Theory, Methodology and Practice of Research. Irkutsk. P. 201-208. (In Russ.)
  21. Kovalev A.A., Erdenebaatar D. and Rukavishnikova I.V. (2016) A ritual complex with deer stones at Uushigiin Uvur, Mongolia: composition and construction stages (Based on the 2013 Excavations). Arkheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii = Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia. Vol. 44. No. 1. P. 82-92. (In Russ.)
  22. Takahama Shu. (2010) Research of Ulaan uushig I (Uushigiin ovor) in Mongolia and newly acquired 14C data. Drevnie kul'tury Mongolii i Baikal'skoi Sibiri: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. (Ulan-Ude, 20-24 sent. 2010 g.) = Ancient Cultures of Mongolia and Baikalian Siberia. Proceedings of the International Conference, Ulan-Ude, September, 20-24, 2010. Ulan-Ude: Buryat State University. P. 126-131.

Файлы:

Язык

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Количество скачиваний:61356