ISSN:2500-1566 (online)
ISSN: 2415-8739 (print)
16+
Известия Лаборатории древних технологий
Поиск по сайту

Плита с антропоморфным изображением из ограды чемурчекского ритуального комплекса Хулагаш 1-1: особенности рисунка, аналогии и вопросы семантики

Ковалев Алексей Анатольевич , Мунхбаяр Чулуунбат

2021 / Том 17 № 1 2021 [ АРХЕОЛОГИЯ ]

В 2018 году Российско-монгольской экспедицией под руководством А.А. Ковалева и Ч. Мунхбаяра был полностью исследован чемурчекский ритуальный комплекс Хулагаш, представляющий собой прямоугольную ограду из каменных плит, украшенных снаружи рисунками фантастических существ и животных. В том числе была изучена in situ и отреставрирована каменная плита с антропоморфным изображением, которое более ста лет назад было впервые зарисовано финским путешественником Й.Г. Гранэ. На этой плите изображен параболический контур с антропоморфной фигурой с раскинутыми руками внутри. Как было установлено, антропомрофная фигура была высечена поверх параболического контура. Аналогичные изображения антропоморфов в контуре были найдены при раскопках соседней чемурчекской ритуальной ограды Хар чулуут. Из пяти фрагментарно сохранившихся в Хар чулуут композиций как минимум в четырех случаях антропоморфные фигуры наносились после изображения контура. Особенности этих рисунков не позволяют принять гипотезу В.Д. Кубарева о том, что они изображают некоего «шамана», скрытого за ширмой. Напротив, скорее это символический образ эманации божества. Обращает на себя внимание то, что антропоморфные фигуры в контуре, как правило, лишены признаков пола и окружены округлыми пятнами или точками. Это может указывать на их сверхъестественную природу. Наиболее ранние изображения аналогичных параболических фигур происходят из контекста мегалитических культур неолита Франции и Северной Италии. Эти фигуры лишены явной антропоморфности, добавление «реалистических» деталей произошло уже после проникновения традиций мегалитического искусства с запада в центр Евразии. Традиция совмещения антропоморфных фигур с параболическим или прямоугольным контуром распространяется вплоть до Западного Тибета (Ладакх), где обнаружены аналогичные петроглифы.

Ключевые слова:

чемурчекский культурный феномен,ранний бронзовый век,петроглифы,антропоморфы,ритуальные сооружения,Монгольский Алтай,Ладак,Франция,Альпы,мегалитическое искусство

Библиографический список:

  1. Ковалев А.А. Бассейн верхней Кобдо как чемурчекская ритуальная территория // Археология Западной Сибири и Алтая: опыт междисциплинарных исследований: сборник статей, посвящённых 70-летию профессора Ю.Ф. Кирюшина. Барнаул: Изд-во Алтайского. Государственного университета, 2015. С. 391-395.
  2. Ковалев А.А., Мунхбаяр Ч. Чемурчекский ритуальный комплекс Хар чулуут 1 в истоках реки Ховд (Кобдо) (предварительное сообщение) // Древнейшие европейцы в сердце Азии: чемурчекский культурный феномен. Часть II. Результаты исследований в центральной части Монгольского Алтая и в истоках Кобдо; памятники Синьцзяна и окраинных земель. СПб., 2015. С. 155-214.
  3. Ковалев А.А., Солодовников К.Н., Мунхбаяр Ч., Эрдэнэ М., Нечвалода А.И., Зубова А.В. Палеоантропологическое изучение черепа погребенного в захоронении на чемурчекском святилище Хулагаш (Баян-Ульгийский аймак Монголии) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 1 (48). С. 78-95.
  4. Кубарев В.Д. Археологические памятники Кош-Агачского района (Горный Алтай) // Археологический поиск (Северная Азия). Новосибирск: Наука, 1980. С. 69-91.
  5. Кубарев В.Д. Памятники каракольской культуры Алтая. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. 263 с.
  6. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2005. 640 с.
  7. Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Новиков А.В., Богданов Е.С., Слюсаренко И.Ю., Черемисин Д.В. Археологические памятники плоскогорья Укок (Горный Алтай). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. Вып. 3. Материалы по археологии Сибири. 256 с.
  8. Молодин В.И., Черемисин Д.В., Батболд Н., Ненахова Ю.Н. В поисках наскальных изображений на Северо-Западе Монголии // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. Т. XXV. С. 489-497.
  9. Семенов Вл.А. Монгун-Тайга (археологические исследования в Туве 1994-1995 гг.). СПб.: ИИМК РАН, 1997. Вып. 54. Археологические изыскания. 48 с.
  10. Семенов Вл.А. Тоора-Даш - многослойная стоянка на Енисее в Туве. СПб.: ИИМК РАН; Невская книжная типография, 2018. 340 с.
  11. Мөнхбаяр Ч., Ковалев А.А. Ховд их сургууль, Төв Азийн археологийн шинжилгээ экспедицийн сүүлийн 5 жилийн археологийн хайгуул, малтлага судалгааны үр дүн // Природные условия, история и культура западной Монголии и сопредельных регионов. Тезисы докладов ХIV Международной научной конференции (18-19 сентября 2019, г. Ховд). Ховд, 2019. Т. 2. C. 121-129.
  12. Мөнхбаяр Ч., Ковалев А.А., Буян-Орших Ц., Сүхбаатар Д. Монгол - Оросын хамтарсан хээрийн шинжилгээний ангийн Баян-Өлгий аймгийн Сагсай сумын нутаг Их хулагаш, Ямаатын голын археологийн дурсгалын судалгаа // Монголын археологи-2018. Улаанбаатар, 2019. Т. 70-86.
  13. Мөнхбаяр Ч., Ковалев А.А., Буян-Орших Ц., Сүхбаатар Б., Мөнхбат Ц. Монгол-Оросын хамтарсан хээрийн шинжилгээний ангийн Баян-Өлгий аймгийн Улаанхус сумын нутаг Хар чулуут, Чулуут булагийн археологийн дурсгалын судалгаа // Монголын археологи - 2019 эрдэм шинжилгээний хурлын эмхтгэл (2019 оны 12 дугаар сарын 20-21). Улаанбаатар, 2019. Т. 176-189.
  14. Төрбат Ц. Хэмцэгийн соёлын хадны зураг (2015 оны өгүүлэл) // Археологийн судлал. Т. XXXVIII. Fasc. 1. 2019. С. 5-16.
  15. Төрбат Ц., Баяр Д., Цэвээндорж Д., Баттулга Ц., Баярхүү Н., Идэрхангай Т., Жискар П.Х. Монгол Алтайн археологийн дурсгалууд - I. Баян-Өлгий аймаг. Улаанбаатар: Өнгөт хэвлэл, 2009. 424 с.
  16. Самашев З., Мургабаев С., Елеуов М. Сауыскандық петроглифтерi. Sauyskandyk petroglyphs. Петроглифы Сауыскандыка. Астана: Ә.Х. Марғулан атындағы Археология институтының Астана қаласындағы филиалының басла тобы, 2014. 374 б.
  17. Arca A., Daudry D., Fossati A., Raiteri L. Le incisioni rupestri di Chenal e La Barma (AO) e i percorsi della pietra verde, tra Piemonte occientale, Valle d’Aosta e Bretagna. Bulletin d’etudes prehistoriques et archeologiques alpines 27, 2016. P. 145-160.
  18. Bourgeois J., De Langhe K., Ebel A.V, Dvornikov E.P., Konstantinov N., Gheyle W. Geometric stone settings in the Yustyd Valley and its surroundings (Altai Mountains, Russia): Bronze Age ‘virtual dwellings’ and associated structures // Archaeological Research in Asia. Vol. 10, June 2017. P. 17-31
  19. Bruneau L. Étude thématique et stylistique des pétroglyphes du Ladakh (Jammu et Cachemire, Inde): une nouvelle contribution à l'art rupestre d'Asie centrale pour l'Âge du Bronze // Eurasia Antiqua. Band 18 (2012). Bonn: Rudolf Habert Verlag, 2015. P. 69-88.
  20. Bruneau L., Belezza J.V. The Rock Art of Upper Tibet and Ladakh (Inner Asian cultural adaptation, regional differentiation and the ‘Western Tibetan Plateau Style’) // Revue d’Etudes Tibétaines. No. 28, Décembre 2013. P. 5-161.
  21. Granö J. G. Archäologische Beobachtungen von meiner Reise in Südsibirien und der Nordwestmongolei im Jahre 1909 // Journal de la Société finno-ougrienné XXVIII. 1912. P. 1-67.
  22. Huet, Th. Les gravures piquetées du Mont-Bego (Alpes-Maritimes). Organisation spatiale et sériation (VIe-IIe millénaire av. J.-C.). Paris: Société préhistorique française, 2017. 166 p. (Memoire 63 de la Société préhistorique française).
  23. Lumley H., Echassoux A. La montagne sacrée du Bego. Préoccupations économiques et mythes cosmogoniques des premiers peuples métallurgistes des Alpes méridionales. Paris: CNRS Editions, 2012. 364 p.
  24. Shee Twohig E. The megalithic art of Western Europe. Oxford : Clarendon Press, 1981. 281 p.
  25. Юй Цзяньцзюнь. Аэртай каогу чжи син (Археологическое путешествие по Алтаю) // Дачжун каогу. 2015. № 7. С. 74-80. . . 2015(7)。 74-80 。

Файлы:

Язык

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Количество скачиваний:61356