ISSN:2500-1566 (online)
ISSN: 2415-8739 (print)
16+
Известия Лаборатории древних технологий
Поиск по сайту

Становление немедийных коммуникаций религиозных организаций в России в 1990-2010 гг.

Другова Елена Сергеевна , Желновакова Маргарита Федоровна

2020 / Том 16 № 2 2020 [ ИСТОРИЯ ]

Статья посвящена становлению системы немедийных коммуникаций религиозных организаций в России в 1990-2010 гг. С момента законодательного разрешения свободы совести в 1990 г. религиозные организации активно включились в процесс взаимодействия с общественностью, постепенно внедряя в свою деятельность различные коммуникативные практики. Немедийные коммуникации в религии и массовом сознании - процесс, исключающий использование классических (медийных) каналов распространения информации, предполагающий передачу необходимых данных в конкретное время при помощи личного контакта или же взаимодействия с группой лиц. Этот микропроцесс уникален, так как накладывает отпечаток на те или иные события, происходящие в обществе. В работе обосновывается актуальность, новизна и практическая значимость исследования, обобщаются принципы немедийных коммуникаций в религии, выделяется типология включений. Обосновывается логичность распределения затрат при обращении к немедийным коммуникациям, а также даются авторские оценки их использования как приема и инструмента трансляции коммуникативного обращения. Приводится информация о сущности немедийных коммуникаций, их типах и возможностях применительно к религиозным организациям, перечисляются их основные формы, применяемые духовными институтами России с 1990-х гг. Поднимается вопрос о повышении имиджа религиозной организации. Немедийные коммуникации - понятие или термин, которому не дается конкретного и «твердого» определения в современной науке, соответственно, каждый исследователь трактует его согласно собственному опыту, или опираясь на исследования предшественников. В одном специалисты имеют схожую точку зрения: в данном типе коммуникации любой направленности (торговой, коммуникативной, религиозной и т. д.) отсутствуют традиционные массовые средства и каналы распространения информации. Есть и другое объяснение, что данные каналы предназначены для узкого круга заинтересованных лиц (или людей, которых необходимо заинтересовать) и предполагающие обратную связь. В религиозных немедийных коммуникациях прослеживаются: связи с общественностью, взаимоотношения с государством и его структурами; спонсоринг и меценатство; межконфессиональный диалог.

Ключевые слова:

религиозные коммуникации,немедийные коммуникации,коммуникативные средства,религиозные организации,коммуникативное послание,диалог церкви и общества,межрелигиозный диалог,массовое мероприятие,духовные институты,связи с общественностью,Российская Федерация,religious communications,non-media communications,communication tools,religious organizations,communication message,dialogue between the church and society,inter-religious dialogue,a public event,spiritual institutions,public relations,the Russian Federation

Библиографический список:

  1. Бабосов Е.М., Трусь А.А. Особенности коммуникации в организационных моделях различных типов // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2015. № 3. С. 95-114.
  2. Барнетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб.: Питер, 2001. 864 с.
  3. Бугаева И.В. Особенности описания религиозных концептов // Хрестоматия теолингвистики. Т. 2: Сб. статей / под ред. А.К. Гадомского. Ульяновск: Мастер Студия, 2019. С. 176-188.
  4. Бугаева И.В., Стилистические особенности рекламы с религиозным компонентом // Стилистика сегодня и завтра: материалы IV Международной научной конференции. М.: Факультет журн. МГУ, 2016. С. 101-104.
  5. Ванд Л.Э., Муратова А.С. Теоретические основы духовной коммуникации. М.: Ленанд, 2013. 448 c.
  6. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации / А.С. Данилова, О.М. Федорова, С.В. Здрестова-Захаренкова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 2. С. 42-47.
  7. Доронина Е.Б. Повышение эффективности создания и функционирования сложных систем на основе анализа коммуникативных процессов // Science Time. 2016. № 4. С. 244-254.
  8. Егоричев В.А. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций / В.А. Егоричев, П.И. Малярчук, Н.К. Семенова // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 686-688.
  9. Желновакова М.Ф. Система внешних религиозных коммуникаций в России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 406. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9389 https://elibrary.ru/item.asp?id=20909417 (Дата обращения 29.04.2018).
  10. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого и среднего бизнеса. М.: Бизнес-Информ, 2000. 244 с.
  11. Конушкина А.О., Федорова А.В. Современные коммуникации: организационный подход // Инновационная наука. 2015. № 3. С. 247-252.
  12. Лункин Р.Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации // Социологические исследования. 2008. № 4 (288). С. 27-36.
  13. Никитина Е.С. Социология коммуникации. М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. 636 с.
  14. Ореховская Н.А. Социальные коммуникации. М.: Инфра-М, 2014. 224 с.
  15. Перелыгина Е.Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. М.: Интеллект-Центр, 2003. 200 с.
  16. Почепцов Г.Г. Коммуникативный инжиниринг. Теория и практика. М.: Альтерпрес, 2008. 416 с.
  17. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Ваклер, 2000. 352 с.
  18. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Ваклер; К.: Рефл-бук, 2001. 656 с.
  19. Рыбаков В.А. Коммуникация как социальный механизм организационного управления // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 196-198.
  20. Тараненко А.И. Коммуникативный аспект в деятельности современных организаций / А.И. Тараненко, Г.В. Панасенко // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2015. № 6. С. 271-275.
  21. Шарков Ф.И., Горохов А.М. Социальные технологии управления коммуникациями в профессиональной деятельности // Коммуникология: электронный научный журнал. 2016. Том 1. № 1. С. 62-67.

Файлы:

Язык

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Количество скачиваний:12332