Работа правоохранительных органов России по противодействию предполагаемым диверсиям на Транссибе в годы Первой мировой войны
Синиченко Владимир Викторович , Токарева Галина Сергеевна
2020 / Том 16 № 2 2020 [ ИСТОРИЯ ]
В годы Первой мировой войны руководство военной контрразведки России и жандармских отделений предполагало, что целью германской разведки будет организация диверсий на железнодорожных коммуникациях империи. Гипотетическое предположение привело к тому, что руководство правоохранительных органов Российской империи уделяло повышенное внимание охране железных дорог. Организация работы по охране железных дорог осуществлялась в двух направлениях. Во-первых, путем усиления численности охраны на путях следования, создания специальных подразделений по охране мостов и туннелей. Во-вторых, активизацией агентурной противодиверсионной работы. В этих условиях усиления роли агентурного аппарата региональные правоохранительные подразделения, демонстрируя свою бдительность и усердие, поставляли в столицу сфабрикованные доказательства активности противника в глубоком тылу. Используя донесения агентов, военная контрразведка приписала себе успехи в уничтожении монголами диверсионной группы Папенгейма, которая будто бы собиралась совершить диверсию на железных дорогах, а жандармские подразделения и, в первую очередь, жандармско-полицейское управление Китайской Восточной железной дороги под руководством полковника Н.А. Горгопы выявили, что американский консул в Китае Т. Мозер сформировал благотворительное общество для оказания помощи германским военнопленным. Используя метод провокации, жандармерии удалось доказать, что сотрудники благотворительной организации не только способствовали побегам военнопленных, но и собирали сведения о железнодорожных перевозках военных грузов. На основании агентурных сведений сообщалась, что представители общества завербовали группу русскоподданных кавказцев для осуществления подрыва взрывчатыми веществами Китайской Восточной железной дороги. Однако собрать неопровержимые улики и доказать подготовку диверсий на магистрали жандармам не удалось. Поэтому основные мероприятия жандармов в указанный период - это аресты и принудительная высылка на поселение во внутренние районы России лиц, заподозренных в антироссийской деятельности.
Ключевые слова:
контрразведка,жандармерия,железная дорога,диверсии,шпионаж,агентура,мост,полиция,американский консул,Сибирская железная дорога,counterintelligence,gendarmerie,railway,sabotage,espionage,agents,bridge,police,American consul,Siberian railway
Библиографический список:
- Ананьева Н.П. О роли китайской-восточной железной дороги в экспансионистских замыслах США в Маньчжурии в 1906-1917 гг. // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2011. № 4 (33). С. 46-56.
- Гостев С.С., Мыцыков В.В. Жандармско-полицейский надзор на железных дорогах России в начале ХХ в. // Берегиня. 777. Сова. 2009. № 1(1). С. 9-14.
- Греков Н.В. Русская контрразведка в 1905-1917 годах - шпиономания и реальные проблемы. М.: Московский общественный научный фонд (МОНФ), 2000. 209 с.
- Греков Н.В. Разработка и реализация мер по охране железных дорог Сибири в 1914-1917 гг. // Известия Лаборатории древних технологий. № 4 (17) 2015. С. 76-85.
- Добровольский А.В. Сибирская железная дорога в период мобилизации 1914 г. // Глобальные вопросы в региональном измерении: опыт истории и современность: материалы международного научного конгресса «Интерэкспо Гео-Сибирь». Новосибирск, 2014. Т. 1. С. 16-20.
- Долидович О.М. Кадровый дефицит полиции в годы Первой мировой войны // Известия Лаборатории древних технологий. 2018. Т. 14. № 4. С. 173-182.
- Иконникова Т.Я. Иностранная разведка в Приамурском крае в годы Первой мировой войны // Известия Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. 1996. Т. 1. С. 88-100.
- Качкин А.Н. Борьба со шпионажем на Дальнем Востоке: Хабаровское контрразведывательное отделение и его руководители (1911-1917 гг.) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 3. С. 167-174.
- Киселев Д.В. Подозрительные немцы: агенты и военнопленные центральных держав в Маньчжурии в годы Первой мировой войны // Россия и АТР. 2015. № 2. С. 121-138.
- Кирмель Н.С. «...японские прачки и парикмахеры открыли... много магазинов с целью конспирации шпионской деятельности» // Военно-исторический журнал. 2001. № 3. С. 54-59.
- Меньщиков В.Н. Омская железная дорога в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.) // Омский научный вестник. 2013. № 3 (119). С. 21-24.
- Павлов Д.Б. Русско-японские отношения в годы Первой мировой войны. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 261 с.
- Пестушко Ю.С. Недолгий альянс: русско-японский договор 1916 г. // Россия и АТР. 2007. № 1. С. 92-106.
- Сенин А.С. Генерал С.А. Ронжин и его очерк о российских железных дорогах в Первую мировую войну // Новый исторический вестник. 2013. № 38. С. 19-25.
- Сенин А.С. Железнодорожное хозяйство России в годы Первой мировой войны: к вопросу о «расстройстве транспорта // Труды по россиеведению. 2009. Вып. 1. С. 237-269.
- Соколенко А.В. Роль Приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти в обеспечении безопасности транспортных перевозок на Дальнем Востоке России в период Первой мировой войны (август 1914 - март 1917) // Известия Иркутского государственного университета. История. 2016. Т. 15. С. 78-87.
- Трошина Т.И. Великая война… Забытая война… Архангельск в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Архангельск. 2008. 169 с.
- Федорова Т.В., Степанов А.В. Контрразведывательная деятельность особого отдела Иркутского губернского жандармского управления во второй половине ХIХ - начале ХХ в. // Известия Лаборатории древних технологий. 2017. Т. 13. № 4. С. 134-144.
- Фортунатов В.В. Патриотический трудовой подвиг российских железнодорожников в годы Первой мировой войны // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 86-92.
- Шулатов Я.А. Борьба с Германским шпионажем на Дальнем Востоке во время Первой мировой войны: российско-японское сотрудничество // Россия и АТР. 2014. № 2. С. 33-51.
Файлы: