ISSN:2500-1566 (online)
ISSN: 2415-8739 (print)
16+
Известия Лаборатории древних технологий
Поиск по сайту

Лекари-близнецы в культуре тюрко-монгольских народов: круг целительских практик, атрибуты, приемы

2020 / Том 16 № 2 2020 [ ЭТНОЛОГИЯ ]

В традиционном обществе всегда особо выделялись лекари, среди которых было много «узких специалистов» - травников, костоправов, массажистов, лечащих заболевания кожи и множество оракулов. Целью данной статьи является исследование образа, функций, приемов и атрибутов «лекарей», наделенных целительскими способностями по праву рождения - близнецы в среде тюрко-монгольских народов Внутренней Азии. Их специализация была узкой - они занимались лечением мастита у людей и животных. Выявлено, что кроме близнецов, целительством занимались женщины родившие близнецов. Магической лечебной силой обладала лапа медведя, культ которого был широко развит в лесном поясе Евразии, и вещи, принадлежащие близнецам либо их матери. Обладание этой лечебной атрибутикой включало владельцев этих предметов в круг лекарей. Предложено обоснование приемов лечения и лечебной атрибутики, в особенности медвежьей лапы. Магическая связь человека и медведя, истоки которой уходят в глубокую древность, проясняет в определенной степени лечение мастита и других заболеваний груди у женщин с использованием медвежьей лапы, поведение женщин в лесу при встрече с медведем. Предполагается, что воззрения о природе происхождения мастита и многих других заболеваний, - от земли (подземного мира), легли в основу особых лечебных приемов при помощи лапы медведя. Это животное, проводившее часть жизни в берлоге, под землей, считалось «детищем» главы загробного мира и могло способствовать изгнанию болезни обратно в землю. Такую же функцию выполняла нога лекаря и ее облачения (обувь, стельки, чулки).

Ключевые слова:

Внутренняя Азия,тюркские и монгольские народы,традиционное мировоззрение,народная медицина,целитель,мастит,близнецы,медведь,лечебные практики,Inner Asia,Turko-Mongolian peoples,traditional worldview,folk medicine,healer,mastitis,twins,bear,medical practices

Авторы:

Библиографический список:

  1. Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л. Буряты. М.: Наука, 2004. 633 с.
  2. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 315 с.
  3. Алексеев Н.А. Якутские мифы. Новосибирск: Наука, 2004. 451 с.
  4. Арифханова З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А. Узбеки. М.: Наука, 2011. 688 с.
  5. Асанканов А.А., Брусина О.И., Жапаров А.З. Кыргызы. М.: Наука, 2016. 623 с.
  6. Асатрян Г.С. Некоторые вопросы традиционного мировоззрения заза // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М.: Наука, 1992. С. 102-111.
  7. Афанасьева-Медведева Г.В. Русская охота на медведя в Восточной Сибири в фольклорном и этнолингвистическом освещении. Иркутск, 2002. 280 с.
  8. Афанасьева-Медведева Г.В. Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири (по материалам народной прозы 1980-2011 гг.) // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 10. С. 214-218.
  9. Бадашкеева Т.А. О традиции бариачи у монголов // Монголоведные исследования. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. Вып. 4. С. 195-207.
  10. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1959. 179 с.
  11. Бакаева Э.П., Гучинова Э.-Б.М. Магия в обрядах родинного ритуала калмыков // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. С. 89-100.
  12. Бадмаев А.А. Реликты культа медведя в культуре бурят // Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2000. С. 68-72.
  13. Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992. 328 с.
  14. Батмаев М.М. Семья и брак в традициях калмыков. Элиста: Герел, 2008. 255 с.
  15. Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса на материале традиций саха. Новосибирск: Наука, 2005. 307 с.
  16. Бурнаков В.А. Медведь в традиционных представлениях хакасов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история и филология. 2012. Т. 11. Вып. 3. С. 324-339.
  17. Бурнаков В.А., Цыденова Д.Ц. Аба-тöс - медвежий фетиш в традиционных представлениях и обрядовой практике хакасов (конец XIX - середина ХХ в.) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 1 (32). С. 113-122.
  18. Бутанаев В.Я. Медведь по воззрениям хакасов // Медведь в древних и современных культурах Сибири / Отв. ред. И.Н. Гемуев, Н.А..Алексеев. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2000. С. 65-67.
  19. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1996, 224 с.
  20. Бутанаев В.Я. Хакасская народная медицина // Народная медицина Хакасско-Минусинского края. Абакан: Изд-во ХГУ, 1995. С. 1-24.
  21. Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Хакасский государственный университет, 2005. 196 с.
  22. Варламов А.Н. Образ медведя-предка в фольклоре и мировоззрении эвенков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 115. С. 178-184.
  23. Вяткина К.В. Монголы Монгольской Народной Республики (Материалы историко-этнографической экспедиции Академии наук СССР и Комитета наук МНР 1948-1949 гг.) // Восточно-Азиатский этнографический сборник. М.-Л.: Наука, 1960. С. 159-269.
  24. Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии Новосибирск: Наука, 1981. С. 56-70.
  25. Доронин Д.Ю. Белый конь на гребне горы: структура и маркеры коммуникации в визионерских практиках алтайцев // Вестник РГГУ. Серия: «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2016. № 12 (21). С. 115-134.
  26. Дьяконова В.П. Предметы к лечебной функции шамана тувы и Алтая // Материальная культура и мифология. Сб. МАЭ. Л.: Наука, 1981. Т. 37. С. 138-152.
  27. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988, 195 с.
  28. История и культура ульчей. Историко-этнографические очерки. СПб.: Наука, 2001, 171 с.
  29. Крейнович Е.А. О культе медведя нивхов // Страны и народы Востока. Вып. XXIV. Страны и народы бассейна Тихого океана. Кн. 5. М.: Наука, 1982. С. 244-283.
  30. Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографические очерки (конец XIX - начало ХХ в.). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. 2013. 176 с.
  31. Мазалова Н.Е. Состав человеческий: человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 192 с.
  32. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск: Наука, 1980. 319 с.
  33. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. I. Пер. и примеч. Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995, 156 с.
  34. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969, 401 с.
  35. Пюрбеев Г.Ц Большой академический монгольско-русский словарь. В 4 т. / Т. I. М.: AKADEMIA, 2001. 520 с.
  36. Сагалаев А.М. Урало-Алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск: Наука, 1991. 155 с.
  37. Соколова З.П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири. Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 41-62.
  38. Соломатина С.Н. Колыбель в обрядах и представлениях народов Саяно-Алтая // Этнические культуры Сибири. Проблемы эволюции и контактов / Отв. ред. И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев. Новосибирск: Наука, 1986. С. 147-155.
  39. Смирнов П. Путевые записки по Калмыцким степям Астраханской губернии. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1999. 248 с.
  40. Стасевич И.В. Социальный статус женщины у казахов: традиции и современность. СПб.: Наука, 2011. 202 с.
  41. Тэрнер В. Символ и ритуал / сост. В.А. Бейлис и автор предисл. М.: Наука, 1983. 277 с.
  42. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алматы: Гылым, 1991. 214 с.
  43. Фролова Е.Л. Традиционные представления о близнецах в Японии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 10. С. 53-58.
  44. Функ Д.А., Томилов Н.А. Тюркские народы Сибири. М.: Наука, 2006. 678 с.
  45. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1958. Т. I. 551 с.
  46. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1959. Т. II. 444 с.
  47. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1960. Т. III. 421 с.
  48. Шараева Т.И. Обряды жизненного цикла калмыков XIX - начала XXI в. Элиста: Джангар, 2011. 218 с.
  49. Allsen, T. 1996. Spiritual geography and political legitimacy in the eastern Steppe. In Claessen H.J.M., and Oosten J.G. (eds.). Ideology and the Formation of Early States. Leiden: Brill. Pp.116-135.

Файлы:

Язык

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Количество скачиваний:44532