Орнитоморфные изобразительные образы в оформлении нескольких китайских бронзовых зеркал из музейных собраний и случайных сборов Сибири и Приморья
Ханов Сергей Азатович , Боталов Сергей Геннадьевич
2020 / Том 16 № 2 2020 [ АРХЕОЛОГИЯ ]
В статье рассматривается культурная коннотация сюжетов бронзовых зеркал Древнего Китая, содержащих орнитоморфные художественные изображения канонические для искусства Восточной Азии. В этой работе авторы отходят от классической описательной характеристики археологических данных объекта исследования, используя глубокое погружение в историю формирования и возникновения изобразительного сюжета. По сути, это культурологическое исследование, в нём подается наиболее полное толкование содержательного сюжета зеркал на основе анализа работ как российских востоковедов и культурологов, так и носителей языка и понятийного смысла. А также публикация вводит в научный оборот неизвестные ранее в российской литературе сюжетные китайские зеркала, как перемещаемые археологические памятники из случайных сборов на территории Западной Сибири и Дальнего Востока, в том числе уникальное бронзовое зеркало династии Ляо с графическим изображением. Авторы предполагают, что фиксация фактического обнаружения предметов китайского импорта позволяет дополнить общую картину этногенеза, взаимодействия культур и распространения торговых, культурных и экономических связей в средние века. Язык символов, пейзажная живопись в жанре «цветы и птицы», запечатленные в бронзе китайского зеркала, откроют читателю мир чувственных эмоций и душевных переживаний мифологических героев. Они позволят проникнуть в тонкий мир психологического надрыва и переживаний персонажей. Данная публикация будет представлять практическую ценность как специалистам - археологам и регионоведам, так и широкому кругу читателей, проявляющих пытливый интерес к исследованию культуры, искусства Китая и Восточной Азии.
Ключевые слова:
бронзовые зеркала,орнаментация китайских зеркал,искусство Китая,пейзажный жанр «цветы и птицы»,искусство стран Восточной Азии,востоковедение,искусствоведение,культурология,семантика образов,археология Западной Сибири,bronze mirrors,ornamentation of Chinese mirrors,art of China,landscape genre “flowers and birds”,art of East Asian countries,oriental studies,art history,cultural studies,image semantics,archeology of Western Siberia
Библиографический список:
- Виноградова Н.А. «Цветы-птицы» в живописи Китая. М.: Белый город, 2010. 48 c.
- Гроот Я.Я. М. де. Демонология древнего Китая. СПб.: Евразия, 2000. 348 с.
- Инь Шилинь, Чжан Цзяньго, Ван Дуань. Китай 5000 лет истории. М.: АСТ; СПб.: Астрель, 2008. 320 с.
- Король Г.Г. Мотивы летящей птицы и крылатой богини в средневековой торевтике и традиционное наследие народов Саяно-Алтая // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. - Барнаул, 2015. - С. 47-63.
- Король Г.Г., Наумова О.Б. Художественный металл у кочевников (Центральная Азия рубежа I - II тыс.). М.: ИА РАН, 2017. Вып. VIII. 128 с.
- Кравцова С.Л., Ли Джи Ын. Об одном зеркале из фондов Ставропольского Государственного историко-культурного и природно-ландшафтного Музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве // Материалы Первого Маджарского археологического форума. Пятигорск - Будённовск, 2012 год. Серия «Археология евразийских степей». Казань: Казанская недвижимость; Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ, 2016. С. 53-56.
- Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII). М.: Наука, 1984. 336 с.
- Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шёлковом пути (Шёлк и связи древнего и раннесредневекового Китая). М. : Восточная литература, 1994. 326 с.
- Пу Сун-лин (Ляо Чжай). Рассказы Ляо Чжая о чудесах. М. : Художественная литература, 1973. 576 с.
- Роули Дж. Принципы китайской живописи // Книга Прозрений. М.: Наталис, 1997. С. 212-325.
- Сун Чанлун. Китайская живопись хуа-няо: зашифрованные смыслы // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2019. Вып. № 6(84). Ч. 2. С. 43-46.
- Сюй М.В. Семантика растительной символики Китая // Учёные записки КнАГТУ. 2010. № IV-2 (4). С. 101-105.
- Таскин В.С. Бань Гу. История ранней династии Хань. Гл. 54. Жизнеописание Су Цзяня (пер. В.С. Таскина) // Материалы по истории сюнну (по кит. источникам). М.: ГРВЛ, 1973. Вып. 2. С. 100-109.
- Фу С. Тайна и символика китайского благожелательного рисунка // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 16 (197). Философия. Социология. Культурология. Вып. 17. С. 83-90.
- Ханов С.А. Лотосовые заводи Уссури // Альманах «Деньга». М., 2014. № 2 (10). С. 44-47.
- Ханов С.А. Металлическое зеркало ранга трех высших сановников в Зауралье // Альманах «Деньга». № 2 (10). М., 2019. № 2 (10). С. 10-11.
- Чжан Инь. Бронзовые зеркала из раскопок провинции Цзилинь (Гирин) (на китайском языке). Пекин: Изд-во культурных реликвий, 1990. 177 с.
- Чжао Цзунфу, Лю Юнхун. Звери и птицы как символы в китайской культуре / пер. с китайского Е.И. Ежовой. Серия: культура и история Китая. Пекин: Пекинская компания «Шанс»; СПб.: КАРО, 2013. 236 с.
- Armin Selbitschka. A tricky game: a re-evaluation of Liubo 六博 based on archaeological and textual evidence // Oriens Extremus Kultur, Geschichte, Reflexion in Ostasien. - № 55. - 2016. - Рр. 105-166.
- Tseng, Lillian Lan-ying. «Representation and Appropriation: Rethinking the TLV Mirror in Han China» // Early China. - 29. - 2004. - Рр. 163-214.
- Yasuji Shimizu (Translated by Kumiko Tsutsui). The Development and Regional Variations of Liubo // Board Game Studies Journal online. - 8. - 2014. - Pp. 1-25. - URL: bgsj.ludus-opuscula.org
Файлы: