Миягашева Суржана Борисовна
2019 / Том 15 № 2 2019 [ ЭТНОЛОГИЯ ]
В статье описываются представления о загробном мире у западных бурят, которые связаны с почитанием административной власти и управленческих структур. Подобные мотивы определяются мифологизацией традиционных представлений в рамках рационального осмысления, вызванного появлением новых видов социальной организации у бурят, сложившихся в процессе присоединения Сибири к Российскому государству в XVII-XVIII вв. Выявлено, что многие аспекты архаичных шаманистических представлений о душе и ее загробной жизни были гармонично инкорпорированы в воззрения о сложном бюрократическом устройстве подземного мира. Они нашли отражение в религиозно-мифологических представлениях, в частности, в устройстве и структуре потустороннего мира, в представлениях о загробном суде, культах писарей и шуленг, сакрализации и наследовании родовой власти, а также верованиях о грозных карателях в лице восточных небожителей во главе с Эрлик ханом. Разбор семантики и структуры мифологических верований, связанных с представлениями о мире мертвых показал, что в мировоззрении западных бурят Эрлик хан выступал в образе демиурга, владельца душ живых и мертвых, главного сакрального судьи. На основе анализа обрядовых текстов предбайкальских шаманов вводятся в научный оборот архивные материалы из фонда Центра восточных рукописей и ксилографов.
Ключевые слова:
загробный мир,шаманизм,бурятские родоначальники,культ писарей,культ шуленг,арюуни тэнгри,Верхоленская степная дума,Эрлэн хан,архив С.П. Балдаева,удха нойон,восточные хаты,afterlife,shamanism,Buryat ancestors,cult of clerks,cult oh shulengas,Aryuni Tengri,Verkhorenskaya Steppe Duma,Erlen Khan,S. P. Baldayev archive,udha noyon,western deities
Библиографический список:
Файлы: