Дашиева Надежда Базаржаповна
2019 / Том 15 № 2 2019 [ ЭТНОЛОГИЯ ]
Образ и функции кузнеца в традиционной культуре бурят конца XIX - начала ХХ в. отражают процесс этнической и культурной истории народа. Дуальное противопоставление пантеона кузнечных божеств и кузнецов на «черных» и «белых» у ряда родо- и племенных сообществ бурят обусловлено противопоставлением двух разных технологий плавки железа. Такая традиция сложилась в Прибайкалье с середины XVII - XVIII в. в результате переселения с территории Западной Монголии родов, входящих в состав племени Булагат. Мигранты, владевшие технологией изготовления твердого, ковкого железа, объявляя своих богов-громовников и богов-кузнецов как добродетельных - белых, а свои роды как избранные ими наследственно заниматься кузнечеством, стремились занять господствующее положение над ранним населением Прибайкалья - эхиритами, хоринцами, монгольскими и тунгусскими родами - носителями технологии плохо поддающегося ковке мягкого железа. В ранней форме кузнечного культа бурят не было шамана. Кузнецы сами исполняли свои обряды. У эхиритов исторически не было понятия «кузнечная наследственность». От булагатов они приобрели «белую», а от монголов и тунгусов «черную» кузнечную наследственность. Обряды бурятских кузнецов отражают идею семантического «начала» - времени первопредметов, изготовленных из железа, а мастер отождествляется с богом-кузнецом.
Ключевые слова:
буряты,кузнец,Прибайкалье,боги-громовники,обряд,булагаты,эхириты,хоринцы,эвенки,монголы,Алтай,Западная Монголия,Buryats,blacksmith,Cisbaikalia,thunder deities,ritual,Bulagats,Ekhirits,Khoris,Evenks,Mongols,Altai,western Mongolia
Библиографический список:
Файлы: