ISSN:2500-1566 (online)
ISSN: 2415-8739 (print)
16+
Известия Лаборатории древних технологий
Поиск по сайту

Образование у лютеран Енисейской губернии: уровень грамотности и система образовательных учреждений (конец XIX - начало XX в.)

Хоменко Денис Юрьевич

2018 / Том 14 № 1 2018 [ ИСТОРИЯ ]

Статья посвящена система образования у лютеран, проживавших в Енисейской губернии в конце XIX - начале XX в. Несмотря на наличие возможностей, относительно небольшое количество лютеран обучались в государственных учебных заведениях, предпочитая национальные школы. Национальные школы получали финансовую поддержку из Прибалтики и Финляндии. Отмечается высокий уровень грамотности лютеран, а также стремление к изучению родных языков, без изучения русского, что свидетельствует о национальной замкнутости. Она может объясняться характером расселения: лютеране проживали в компактных колониях на юге Енисейской губернии. Несмотря на эту тенденцию, доля эстонцев и латышей, грамотных по-русски, была больше либо равна среднему уровню грамотности в губернии (по данным Первой Всеобщей переписи населения 1897 г.). А степень образованности на русском языке лютеран - немцев по национальности - значительно превосходила средний по губернии уровень грамотности. Финны, наоборот, были менее образованы по-русски, чем население губернии.

Ключевые слова:

лютеране,грамотность,система образования,национальные учебные заведения,Енисейская губерния,Первая Всеобщая перепись Российской империи,Минусинский округ,лютеранские колонии,немцы,финны,эстонцы,латыши,Lutherans,literacy,the education system,national educational institutions,Yenisei region,The first General census of the Russian Empire,Minusinsk district,Lutheran settlement,Germans,Finns,Estonians,Latvians

Библиографический список:

  1. Баранцева Н.А. Этносоциальные процессы среди прибалтийских и немецких народов Енисейской губернии как отражение государственной политики в конце XIX - первой трети XX в. // Мартьяновские краеведческие чтения. Минусинск: Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова, 2010. Вып. VI. С. 78-84.
  2. Бибикова В.В. Роль частной и общественной инициативы в развитии образования Енисейской губернии в XIX - начале XX в. Красноярск : Офсет, 2004. 204 с.
  3. Гаупт В. Состояние колоний ссыльных лютеранского вероисповедания в Шушенской волости Минусинского округа, 1850-1863 г. // Вторая памятная книжка Енисейской губернии на 1865-1866 гг. СПб.: Типография К. Вульфа, 1865. C. 58-78.
  4. Иванова И.П. Взаимодействие и взаимопроникновение контактирующих этнических культур на юге Красноярского края // Сохранение и взаимопроникновение национальных культур как фактор устойчивого развития Приенисейского края. Красноярск : Кларетианум, 2004. С. 173-179.
  5. Лор Э. Российское гражданство: от империи к Советскому Союзу. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 344 с.
  6. Ойнец-Николаева В.А. Эстонцы в Сибири в XXI веке. Музейный проект как символ сохранения и развития // Сохранение и взаимопроникновение национальных культур как фактор устойчивого развития Приенисейского края. Красноярск : Кларетианум, 2004. С. 159-165.
  7. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Енисейская губерния. СПб. : Типография В.П. Мещерского, 1904. X, Вып. LXXIII. 184 с.
  8. Рафиков Р.Г. Развитие национальной школы Красноярского края (1920-2005) // История науки и образования в Сибири: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Красноярск : КГПУ, 2006. С. 121-127.
  9. Хоменко Д.Ю. Лютеране в Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: межэтнические отношения // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных : Сборник материалов Международной молодёжной научной конференции. Новосибирск : Параллель, 2014. С. 104-111.
  10. Шилов А.И. Начальная и средняя школа Восточной Сибири в конце XIX - начале XX в. Красноярск : КГПУ, 2008. 439 с.
  11. Яковлев Е.К. Описание этнографических коллекций Минусинского музея // Описание Минусинского музея. Минусинск : Типография В.И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 212 с.

Файлы:

Язык

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Количество скачиваний:12332